Керамическая народная игрушка
Есть истины, в которых нельзя убедить, пока люди не убедятся в них сами. Искусство постигается во всей глубине только при повторных встречах с ним. И конечно, нужен настоящий интерес, сосредоточенное внимание.
Игрушка при первом знакомстве с ней может оставить зрителя равнодушным. Дело, по-видимому, в том, что народное декоративно-прикладное творчество — искусство условное, не копирующее действительность, а отражающее жизнь обобщеано, причем на специфическом языке.
Содержание игрушки отнюдь не исчерпывается сюжетом. Оно символично, аллегорично, сказочно и становится понятным во всей многогранности не сразу. Вот почему некоторые люди находят народную игрушку слишком примитивной, аляповатой.
Нередко можно услышать и такое:
Я сам лучше сделаю!
А ведь этого не скажет никто, если поймет, почувствует, что перед ним не поделка ремесленника, а подлинный шедевр искусства.
Искусство творится не для избранных, тем более — искусство народное. Но вкус требует воспитания, над развитием вкуса, над культурой чувств необходимо работать. И тогда вы будете щедро вознаграждены за потраченное время и за ваши усилия, ибо приобщение к искусству — одна из самых высоких радостей жизни.

У. Бабкина. Медведь с подарком. Глина.1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.
Не всякая самодельная игрушка непременно является произведением искусства, как не может быть назван литературным произведением любой рассказ, любой стих. И даже не всякий мастерски выполненный предмет можно отнести к области декоративно-прикладного творчества.
Для подлинного художника необходимо быть не только мастером, свободно и виртуозно владеющим теми или иными инструментами в процессе работы, но и человеком, наделенным способностью к образному мышлению, умением почувствовать выразительные возможности материала, способностью найти такую форму, очертания создаваемого предмета, такие взаимоотношения отдельных деталей, орнамента и общего объема, которые в целом могли бы выразить душевное состояние, настроение, мироощущение автора и донести это настроение до зрителя.
Попытаемся же определить место, которое занимает малая народная пластика среди пространственных искусств, а затем попробуем разобраться в спорной во многом, еще не до конца изученной проблеме образа в произведениях мастеров-игрушечников.
В этом нелегком путешествии надежными путеводителями послужат для нас труды советских искусствоведов А. Б. Салтыкова, И. А. Крюковой, А. К. Чекалова, отдавших много сил изучению декоративной народной скульптуры.
Малая декоративная пластика вообще и народная игрушка в частности, являясь пространственным искусством, говорит на языке объемных форм и поэтому ближе всего стоит к скульптуре. Но вместе с тем народная игрушка имеет немало черт, сближающих ее с декоративно — прикладным искусством.

Т. Зоткин. Коронованный баран. Глина. 1974 г. Село Абашево Пензенская область.
Хотя мы и рассматриваем народную игрушку как один из видов декоративной скульптуры, необходимо отметить некоторые ее особенности.
- Дело в том, что народное творчество значительно отличается от профессионального декоративно-прикладного искусства. Ведь народные мастера не получали специального художественного образования. Работа их носит характер традиционного коллективного творчества.
Основные приемы обработки материала, круг образов, представления о прекрасном создаются и сохраняются веками, усилиями многих безыменных мастеров. Навыки ремесла передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Художественный вкус, эстетические воззрения шлифовались в коллективном творческом опыте. Здесь по существу нет автора. Автор — народ. Отдельные кустари — это обычно только носители традиционного искусства.
Отсюда и особенности языка народного творчества, которые дали повод искусствоведам говорить о «народном примитиве», то есть о творчестве наивном и непосредственном, о произведениях, выполненных простейшими, примитивными техническими приемами.
- Изделия народных мастеров грубоваты, в них нет особого разнообразия приемов работы с материалом. Но они всегда в высшей степени искренни, просты, не несут и следа вычурности, манерности.

У. Бабкина. Скоморох на олене. Глина. 1968 г. Деревня Гринево, Архангельская область.
В народной игрушке сюжет не играет решающей роли, он служит лишь как бы поводом к диалогу между художником и зрителем. А диалог этот ведется на весьма условном языке, который хотя и не требует переводчика, но все же предполагает желание зрителя понять, вникнуть в нехитрые секреты красоты народной малой пластики.
Игрушка мала по размерам. Уже это не дает возможности передавать тонкие нюансы и оттенки психологического состояния «героя». Да и вообще народный мастер не склонен к передаче мимики и даже движения.
Народный ваятель прибегает к обобщению. Отдельные второстепенные детали сливаются в единую массу. Компактность и монолитность делают малую народную скульптуру особенно выразительной.
Кустари-игроделы, как правило, используют в своей работе материалы, которые редко находят применение в «большой» скульптуре (глина, фарфор, кость) или неупотребимы в станковой и монументальной скульптуре вовсе (солома, мох, еловые шишки, тряпки, тесто, лоза и т. д.).
Сельский или слободской мастер, даже не пользуясь гипсовыми формами и деревянными болванками, даже не применяя в работе токарный станок или гончарный круг, способен производить целые серии чрезвычайно похожих друг на друга игрушек. Таким образом, в известном смысле можно говорить о тиражировании произведений народной пластики, хотя в то же время каждая игрушка является уникальным творением искусства, если речь идет не о безвкусных поделках.
Народная игрушка наиболее естественно смотрится в руках ребенка, в окружении детских вещей, в убранстве крестьянской избы, наконец — просто забытой на лужайке возле дома.
- Экспонирование народной игрушки в музее, в отрыве от среды ее обычного «проживания», как, впрочем, экспонирование любой вещи бытового назначения, несколько противоестественно.

А. Зайчиков. Скоморох.Глина. 1974 г. Деревня Петровское, Костромская область.
Будучи интимной по существу, тесно связанной с интерьером комнаты, народная игрушка сравнительно легко находит место в наших жилищах, даже в городских квартирах. Это также отличает народную пластику от монументальной скульптуры. Народная игрушка лирична, камерна, задушевна. Ее можно взять в руки и разглядеть со всех сторон.
В народной игрушке четко выражена практическая, утилитарная сторона — игровая функция. Практическое назначение игрушки имеет достаточную значимость, чтобы отнести игрушку к прикладному искусству. Народная игрушка многозначна, многофункциональна. Порой она выступает в качестве декоративной камерной скульптуры. А в свое время игрушка была близка образам языческих божков.
Если практическая функция народной игрушки изменяется в очень широких пределах, то ее художественный строй еще более разнообразен.
- Конь, птица, кукла, медведь — самые частые типы народной игрушки.
Но в каждого коня народный художник вкладывает особое по оттенку настроение. Характер материала и его обработки, конструкция, сюжет определяют лишь самые общие черты внешнего облика игрушки. Главную роль играет отношение мастера к тому, что он хочет изобразить, художественное самовыражение, образность средств передачи замысла.
В литературе и в изобразительном искусстве, особенно в портрете, понятие образа представляется нам как-то нагляднее, доступнее, проще, конкретнее. Когда же речь идет об образе в таком жанре, как, например, натюрморт, или тем более в декоративно-прикладном искусстве (орнамент на ковре, выразительная форма ковша), мы иногда сталкиваемся со многими трудностями раскрытия понятия образа. Дело в том, что образ — не только изображение. Строй мыслей и чувств художника всегда выражается в сложной образной системе.
Если говорить об игрушке, то сюжетная сторона, характер изображения, безусловно, что-то вносят в общий образ произведения. Но сюжет, изображение кого-то или чего-то, не исчерпывает образности. И дело тут не в том, что есть игрушки, которые вообще ничего и никого не изображают, как, например, обычные погремушки без орнаментировки. Даже в самой «изобразительной» игрушке наличествуют и другие, помимо изобразительности, средства самовыражения художника.

У. Ковкина. Скоморох на корове. Глина.
1974 г. Село Кожля, Курская область
Во-первых, форма игрушки.
Она может сама по себе вызывать какие-то чувства, какое-то отношение зрителя к предмету. Форма может быть рыхлой, расплывчатой, строгой, гладкой, «чистой» по поверхности. Она может быть «вялой» и «активной», может давать ощущение покоя и беспокойного напряжения, приятного и раздражающего. Представьте рядом стоящие высокий стройный сосуд и стремящийся к шару приземистый, спокойной обтекаемой формы кувшин. Эти два сосуда, если даже выполнены они из одного материала, вызовут у вас различное отношение, разные чувства.
Во-вторых, цвет.
Народная игрушка раскрашена, как правило, или по крайней мере покрыта глазурью. При этом раскраска в малой пластике всегда условна. Мастер не пытается имитировать натуральный цвет изображаемого предмета или персонажа. Так на свет появляются красные и зеленые глиняные кони, синие и желтые олени, деревянные грибы с пейзажем на шляпке. И это не случайный каприз художника. Он подсознательно чувствует, а может быть, и сознательно учитывает эмоциональное воздействие цвета. И в самом деле: цвет может быть теплым и холодным, мягким и резким, успокаивающим и возбуждающим. Вообразите вашу комнату с выкрашенными в ярко-красный цвет стенами, и вы поймете без труда, что я хочу сказать.
Цвет — важнейшее средство эмоционального воздействия игрушки на зрителя, будь то ребенок или взрослый человек.
- Народная игрушка, яркая и лучезарная, вблизи смотрится скульптурой, издали — звонким красочным пятном. Многими замечено, что произведения народной пластики особенно хороши, когда их рассматриваешь не в отдельности, а в целом ансамбле. Удваивается, утраивается, усиливается до бесконечности декоративный эффект.
Рисунок контура игрушки и дополнительный рисунок орнамента на ее поверхности также играют важную роль при создании образного строя. Обычно линия орнаментального штриха не повторяет, а дополняет рисунок контура.
Наконец, большую декоративную нагрузку несет ритмическое построение — вариации соотношений линий контура, объемов, элементов, орнамента, что создает особое, в каждом случае иное настроение у зрителя.
Итак, образ народной игрушки сложен и многозначен. Благодаря обобщенности и условности пластического языка, цветового решения, мастер добивается от своего творения предельной выразительности.
Малая народная пластика всегда была самым популярным, самым демократическим видом народного творчества. Ведь в прежние времена профессиональное, «светское» искусство было достоянием главным образом привилегированных сословий, достоянием «избранных». И именно в скульптуре малых форм находили отражение взгляды народа, его эстетические представления, его мироощущение и мировоззрение, устремления, мечты и интересы.
Материал подготовила Герасимова София, используя книгу Геннадия Блинова «Чудо-кони, чудо-птицы» P.S.
На данный момент ни одного комментария не добавлено, будьте первым!